Архитектура России
Авторы Архитектура Сибирских городов Архитектура России


Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания…
                                                                                                        
                                                                                                                  Н. В. Гоголь
                                             
                                                                                                  
                                                          
Дома, улицы и площади Омска, подобно страницам большой книги, повествуют о жизни города, начиная от петровских времен
 с деревянного города-крепости до нынешних дней с современными зданиями.
  Омск имеет свое лицо. Оно индивидуально, неповторимо и начало формироваться в том году, когда удачно было выбрано место
 для новой крепости - у слияния двух рек: тихой Оми и вольного Иртыша. Своеобразие нашего города и непохожесть его на другие
 определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры.
   С середины ХYIII в. Началось заселение лесостепного пространства Прииртышья. Первоначально переселенцы рубили
 небольшие избушки. С устройством хозяйства ставили избы, пятистенки. Позже стали класть печи с дымоходами. 
  С  середины XYIII в. В Таре, а затем и в новой Омской крепости развивается кирпичное производство и начинается возведение
 каменных строений.
  В1755 году начато строительство Спасской церкви в Таре.
  Сибирские церкви не отличались большим разнообразием. Немногие группы строителей, как правило, переходя от объекта
 к объекту, переносили в очередную постройку черты предыдущей. Но, творчески используя традиции, они в каждое здание
 вносили новые элементы. Возведенная в Таре тобольскими мастерами Спасская церковь во многих деталях повторяет
 Михайлоархангельскую, Крестовоздвиженскую и другие тобольские церкви, но вместе с тем в ее оформлении есть оригинальные
 мотивы. 
  Спасская церковь - единственный  в Омском  Прииртышье яркий образец сибирского барокко. Как многие храмы Тобольска и
 Тюмени, она имеет трехчастную "трапезную" схему композиции кораблём, состоящую  из здания  основного храма, трапезной
 и притвора, на котором возведена колокольня. Характерный признак архитектуры сибирского барокко - контрастно
 убывающие храмовые венчания. Особую архитектурную  и художественную ценность  Спасской церкви  придает красочное
 украшение стен наличниками с напряженными дуговыми фронтонами. Наличники выложены лекальным кирпичом, что присуще
 стилю барокко. Орнаментированы кирпичными выступами и стены.
    Кроме Спасской,  в Таре были построены: в 1776 году Богородская церковь, в  1783 -Николаевская, в 1789 -Тихвинская,
 в 1792 - Успенская  и в 1831 - Парасковеевская. Лицо городов в XYIII-XIX вв. определяла культовая архитектура. Высокие и нарядные
 церковные здания украшали города.
    Первым каменным строением Омска стало здание крепостного Воскресенского собора построенное по проекту, составленному
 в 1764 году И.Малмом. До наших дней собор не сохранился.
    В 1792 году на восточной стороне крепостного плаца была построена каменная лютеранская  кирха, сохранившаяся  до наших
 дней. Это одноэтажное здание, с восточной стороны к нему пристроена полукруглая абсида алтаря. Декор здания выдержан в
 стиле барокко.
    В Омске сохранился еще один памятник храмового строительства - казачья Никольская церковь, образец русского классицизма
 первой половины XIX века. Чертежи церкви были выполнены выдающимся русским архитектором В.П.Стасовым. Строительство
 церкви началось в 1833 г и завершилось в 1840. У Никольской церкви сложная история реконструкций и переделок. Во время Великой
 Отечественной войны здание занимал государственный проектный институт. После реэвакуации института здесь разместился
 клуб строителей. Была разобрана колокольня и надстроены второй и третий этажи. Затем зрительный зал клуба
 переоборудовали под кинотеатр "Победа", а на верхних этажах разместились отделы культуры, кинофикации и кинопроката.
 В 1982-1983 годах после реставрации в нем был установлен орган. А в 90-х годах передана православной церкви. 
    С конца XYIII века в Омске и Таре начинается строительство каменных административных и жилых зданий. Старейшее из
 них - здание бывшей гауптвахты. Строительство гауптвахты началось в 1781 г. К этому времени в архитектуре уже
 распространился классицизм, но в оформлении гауптвахты еще заметны черты барокко. В "Сибирской энциклопедии"
 архитектор А.Д.Крячков писал:"Омская гауптвахта с окружающими ее зданиями и крепостными воротами подкупают богатством
 художественной фантазии, своеобразной пышностью форм и тщательностью работы". Старые стены хранят на себе следы
 многочисленных ремонтов и набелов. Культурный двухвековой слой прикрывает основание здания, что понижает его общую
 высоту. 
    Единственный жилой дом постройки конца XYIII века сохранился в Таре. Это - трехэтажный, каменный, крытый железом особняк
 купца Ивана Нерпина. За двухвековую историю помещения дома, не раз подвергаясь перепланировке, утратили многие элементы
 внутреннего убранства. Однако сохранившиеся дубовые филенчатые двери, узорчатое стекло фрамуг, ограждения лестниц, перила
 свидетельствуют о добротности его первоначального оформления. 
   Архитектурным памятником являются сохранившиеся до наших дней Тобольские ворота Омской крепости. Они были построены
 в конце XYIII в. и представляют собой две мощные продольные стены толщиной 1,2 метра, перекрытые кирпичным сводом по бокам
 стены усилены массивными контрфорсами. Слабый отзвук классицизма присутствует в архитектурной стилистике ворот.
 В1974 г. они были восстановлены. 
    Образцом русского классицизма является здание кадетского корпуса. После постройки в 1826 г. в нем было размещено войсковое
 казачье 
училище. Здание строилось по "образцовому проекту", широко применяемому в тот период. Двухэтажное, на высоком цоколе с
 узкими окнами, оформленными наличниками, - это здание привлекает внимание соразмерностью своих деталей и стилевой 
завершенностью.
   В конце XYIII в. для сибирских годов было разработано три варианта фасадов кирпичных и деревянных двухэтажных домов с
 лавками на первом этаже. По этим проектам в Таре, а позже и в Омске, возводились первые этажи каменные, а вторые деревянные.
 Дома эти, как правило, украшены деревянной резьбой и представляют определенную ценность. 
   С середины XIX в. начинается застройка каменными двухэтажными домами восточной стороны Любинской улицы. Они
 положили начало современному ансамблю восточной стороны улицы Ленина. 
   С седьмого мая 1892 г. Омск становится центром строительства железной дороги. Строятся вокзал, железнодорожные
 мастерские, депо. Интенсивно сооружается мост через Иртыш по проекту профессора Н.А.Белолюбского. В 1896г. прошло
 успешное опробование моста и началось беспересадочное движение по линии Челябинск-Омск-Обь. С постройкой железной дороги
 десятки тысяч крестьян хлынули в Сибирь. Омск стал центром приема и размещения переселенцев. Это еще более подняло его
 значение. В Омске помимо казенного строительства широко развернулось возведение частных домов. На прилегающих к центру
 улицах появляются каменные и деревянные двухэтажные дома с магазинами на первом и жилыми комнатами на втором этаже.
 Среди строителей были подлинные мастера, возведенные ими здания представляют образцы народного зодчества и являются
 ценными памятниками архитектуры. 
    На центральных улицах Омска возводятся капитальные каменные здания. В Ильинском форштадте на бывшей торговой
 площади стоится Коммерческий клуб, недалеко от него возводится здание Русского банка, на Дворцовой улице строится
 гостиница "Европа" (ныне - Сибирь). 
    Некоторые из домов постройки конца XIX в. начала XX в. (баня Колокольникова, дом №46 по улице Ленина) можно отнести к
 эклектическому стилю. Здесь заметна увлеченность народным искусством, излишним декором, отождествление красивого с
 богато украшенным. Архитектурное оформление трехэтажного здания бани Колокольникова представляет определенный
 интерес. Необычное для Омска крыльцо с двумя точеными колоннами розового гранита. На фронтоне дата постройки"1910". 
Богато орнаментирован карниз. Венецианские окна членятся скульптурными изображениями нимф, играющих на арфах. Всего
 на здании восемь скульптур.
    Всегда радует, когда построенное много лет назад здание не меняет своего назначения. Такие примеры у нас редки, но 
все-таки они есть. Крестовоздвиженскому собору на Тарской улице 130 лет. В его облике отразился интерес архитекторов
 второй половины XIX в. к историческим стилям. Силуэты куполов и колокольни заставляют вспомнить формы барочных
 построек. Еще более усилилась это впечатление после реставрации с включением сусального золота. Купола стали излучать
 торжествующее сияние. 
    В лучших традициях русского театрального строительства выдержано здание театра драмы. Построенный на свободном
 участке, на Базарной площади, театр привлекает нарядностью и праздничностью (инженер И.Хворинов, 1904 г.). Здание - яркий
 пример сочной, эклектичной пластики. Через десять лет здание увенчал"Крылатый гений", исполненный чешским скульптором 
В. Винклером, оказавшимся в 1915 г. в Омске среди военнопленных. К сожалению, его "Крылатый гений" простоял недолго.
     В начале XX в. завершается формирование архитектурного облика торгового центра Омска, бывшей Любинской улицы, от
 моста через Омь до театра. В 1903 г. часть Любиной рощи была отведена для строительства торгового здания Московских
 рядов. В 1905-1906 гг. южнее Московских рядов возводится гостиница, а севернее строится торговый дом Ганьшиных 
(ныне - здание мединститута). 
    В1911 г. в Омске была устроена знаменитая Западно-Сибирская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Смелость 
и новизна форм ее павильонов, выполненных в стиле модерн, не остались незамеченными и оказали влияние на строительную 
практику города. Появляются кирпичные особняки с асимметрично решенными фасадами, характерными для модерна оконными 
проемами и декоративными деталями. Лучший образец стиля модерн в Омске, - конечно, дом Акционерного общества Кузнецких
 каменноугольных копей. "Азбукой модерна" именуют искусствоведы этот дом, возведенный в 1910-е годы  на углу улиц 	
Тобольской и Надеждинской (ныне Орджоникидзе и Чапаева). 
    К зданиям стиля модерн можно отнести дома, построенные в 1910-1917 гг.: дом №15 по улице Тарской - бывшая контора фирмы
 "Эльворти", жилой дом №5 на углу улиц Ч.Валиханова и Комиссаровской. Индивидуальная особенность некоторых зданий стиля
 модерн - асимметрия в размещении балконов в декоре фасадов. Стиль модерн выносит в живопись на стены домов. Это
 характерно для здания конторы Кузнецких копей. На угловом эркере над входной дверью хорошо сохранилось панно из
 керамических плиток, изображающее погрузку угля на баржи. 
    Среди старых Омских зданий особенно привлекательны красные кирпичные особняки. В Омске их довольно много, и они удачно
 вписываются в современную застройку, выступая яркими цветовыми акцентами в массивах серо-белых зданий. Кирпичеделательных
 заводов в Омске, производивших добротную продукцию, было достаточно. Мастера-каменщики, следуя замыслу архитектора,
 обтачивали кирпич, придавая ему тот или иной профиль и создавая, таким образом, живописные, затейливые фасады. 
    Из частных домов краснокирпичной кладки необходимо отметить двухэтажный дом №7 по улице 4-й Северной, дом №39 по
 улице Ч.Валиханова, дом №111 по улице Чапаева. Дом по улице Ч.Валиханова построен в 1915 году в стиле "модерн". Он выделяется
 необычной кладкой и особенно оформлением оконных проемов, рисунком рам. Краснокирпичные здания рассредоточены по
 окраинам старого Омска, представляют определенную архитектурную ценность и важно их сохранить как частицы старого
 города.
    Все эти здания построены из местного кирпича и хорошо сохранились.
    Дома краснокирпичной кладки, кроме Омска, имеются в Таре (дом милиции), Тюкалинске (бывшее здание офицерского собрания),
 Называевске (здание вокзала), в селах.
    Украшением старых омских домов были решетки ворот, ограды, консоли козырька над главным входом. Выполнялись они
 главным образом в Омске. Прихотливый ажур отличал работу мастеров Омского завода Куликова.
    Конец XIX в. характерен для Омска также расцветом деревянного зодчества. Состоятельные  горожане и приезжающие в Омск 
купцы и чиновники уже не удовлетворялись бревенчатыми срубами. Они заказывали мастерам высокие двухэтажные дома, крытые
 на четыре ската, с обшивкой стен тёсом и большими окнами, требовавшими соответствующего оформления с эффектными, 
затейливыми деталями в отделке. С особенным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу.
 Резьбой украшались карнизы и фронтоны. В Омске, как и в других городах, появляются мастера деревянной резьбы. Наличники и 
карнизы одного дома не повторяли узор соседнего, хотя часто их выполнял один и тот же мастер.
     Многие детали декора домов, созданные безвестными мастерами, поднимаются до уровня подлинных  художественных
 произведений.
     Типичные образцы архитектуры жилого дома горожан среднего достатка - дома № 16, 18, и 20 по улице Гусарова. Уникальны по
 декору фасада, выполненному пропильной и объёмной резьбой, дома №35 по улице Маршала Жукова, №42 по улице Тарской, №40 и
 69 по улице Масленникого, №77 по улице Рабиновича в центральной части Омска.
   В конце XIX - начале XX вв. жилые дома украшались оригинальной резьбой не только в Омске, но и в селах области.
   Из сохранившихся и реставрированных памятников деревянного зодчества особого внимания заслуживает церковь села 
Екатериновка Тевризского района. Она построена артелью вятских мастеров в 1899-1900 годы. В отличие от старых храмов
 основной объем Екатерининской церкви увеличен не только за счет пристройки алтаря, но и боковых приделов. Здание украшено 
резными наличниками, пропильными карнизами и имеет красивое завершение главой основного объема и колокольни.  
     Управление Омской железной дороги, стоявшее когда-то у городской черты, поражает своей монументальностью. Здание 
действительно можно воспринимать как памятник Великому Сибирскому пути, благодаря которому Омск в начале века стал 
крупным торговым и промышленным городом. Интерьеры и фасады этого здания, построенного по проекту, разработанному в
 Министерстве путей сообщения, украшает скульптура В.Винклера.
    В том же 1917 году Винклер выполнил скульптуру для торговой фирмы на втором взвозе, в которой теперь размещается 
горисполком. Кажется, сама судьба послала в степной город мастера из Чехии. Так выразительны и своеобразны экстерьеры 
зданий, к которым он обращался, так украшают они наш город.
    Архитектура первых лет Советской власти скромна и непритязательна. Главным ее стержнем становится идея создания 
новой, социалистической среды для человека. Дом-общежитие для рабочих Сибметаллтреста (инженер П.Голышев, архитектор
 В.Масленников, 1929 год) - "первая ласточка" в воплощении этой идеи. Трудно представить себе наш Красный путь без дома, 
занимающего целый квартал между улицами Рабиновича и Булатова. Отсутствие облицовки фасадов, позволяющее видеть
 чистую работу каменщика, союз различных стилевых элементов на фасадах, неизменная и столь любимая,- кстати, и по сей 
день, - омскими строителями башенка, венчающая северо-западную угловую часть, роднят дом с его предшественниками,
 возведенными в начале века.
    В советское время благоустройство и оздоровление нашего города становится главной задачей. В старом Омске были 
сады - это Марьина и Любинская рощи, сад перед дворцом генерал-губернатора, бульвар у здания Думы, Санниковский сад. Но
 рощи, к сожалению, были вырублены и заняты постройками, а сад перед дворцом стал скорбным местом памяти борцов за 
революцию, расстрелянных в Загородной роще в ноябре 1919 года. Но уже в 1923 году инженерами Линецким и Назаретовым был 
разработан план, согласно которому город должен стать городом-садом. К осуществлению замыслов приступили сразу. На 
месте Фребелевского детского сада был открыт сад им. В.В.Куйбышева, на берегу Оми, на основе посадок Марьиной рощи,
 разбили сад "Аквариум".
    В мае 1940 года на территории новой Загородной рощи открыли Центральный парк культуры и отдыха. Весной следующего 
года был создан Казачий сад из сквера близ Казачьей церкви. В саду были посажены деревья и кустарники, разбиты аллеи и 
цветники.
    В начале 1950-х годов началась активная застройка магистрали проспекта К.Маркса, которая повлекла за собой изменение 
структуры города. В то время начал формироваться городок Нефтяников, возникновение которого связано со строительством
 крупного нефтеперерабатывающего завода. Первый проект планировки поселка был разработан в 1950 году 
(архитектурно-проектная мастерская им. В.А.Веснина Министерства нефтяной промышленности, архитекторы:
 М.Слотинцева, А.Слободняк  и  С.Маслих). В1957 году был разработан новый проект второй очереди застройки городка
 (архитектор М.Слотинцева).
    В конце 1950-х -  начале 1960-х годов Омск стал известен как город-сад. Последний генеральный план (1970г.) продолжил и
 развил омскую традицию озеленения города.
    Старый Омск не имел выхода к Иртышу. К реке были обращены задворки, товарные пристани, склады, заводы. 
Градостроители нового Омска поставили перед собой задачу развернуть город к реке - садами, набережными и улицами. 
Вдоль правого берега Иртыша тянется многокилометровая, хорошо озелененная набережная (архитекторы Е.Степанов,
 П.Радищев, Б.Антипов и другие). В наши дни на Зеленом острове на правом берегу Иртыша создан парк культуры и водного
 спорта (архитекторы Г.Чиркин, Л.Маслова, 1985г.). Берегут омичи и заповедное место "Птичья гавань", где протекала заросшая
 камышом речка Замарайка. На левобережье разбит огромный Парк Победы      (архитектор В.Антонинов).
     В наше время Иртыш является главной  ландшафтной осью, вдоль которой развивается и растет город. Идея выхода города
 на левый берег возникла еще в начале 1950-х годов при разработке московским институтом Гипрогор первого варианта 
генерального плана развития современного города, кстати, вобравшего в себя основные идеи выдающегося градостроителя
 В.Гресте, разработанные им в генеральном плане Омска в 1829 году. 
    Выход на  левый берег Иртыша позволил улучшить архитектурно-планировочную структуру города. Своеобразию микрорайонов
 Левобережья способствует естественный ландшафт. Березовые рощицы близ дома хороши в любую погоду, в любое время года, их
 ясная и чистая красота успокаивает, их созерцание способно восстановить душевные силы.  
    Мосты не только связывают берега и людей, на них живущих, но они еще и украшают наш город, восхищая смелостью инженерного
 решения и выразительностью форм. Площадь Ленина соединил в 1953 году с улицей МОПРа (теперь улица Гагарина) Комсомольский
 мост. В 1959 году упругая дуга 	Ленинградского моста связала правый и левый Иртышские берега в районе улицы Масленникова. 
В 1967 году перспективу улицы Ленина продолжил Юбилейный мост, заменивший старый, "парижский". В 1978 году возведен мост,
 связавший левобережье с городком Нефтяников. Недавно наш город украсился эстакадой, соединившей берега долины Оми в районе
 улиц Маршала Жукова и Фрунзе. Остается сказать, что возводились все мосты омскими строителями по проектам института 
"Ленгипротрансмост".
   За последние десятилетия в Омске (главный архитектор города А.М.Каримов) построены крупные сооружения, обогатившие 
городскую панораму. Это Торговый центр (архитекторы Ю.Земцов, В.Парфименко и др.), Музыкальный театр (архитекторы Д.Лурье, 
Н.Стужин и др.), спортивно-культурный комплекс "Иртыш" (архитекторы М.Хахаев, И.Голенко, Л.Маслова и др.). 
    Стремление омских архитекторов к гуманизации среды проявилась в решении пешеходного отрезка улицы Ч.Валиханова (архитектор
 Ю.Зайченко). Радует появление жилых домов, далеких от образцов "коробочной" архитектуры, отличающихся богатой пластикой фасадов.
 Пример тому - жилой дом на Спортивном бульваре (архитектор А.Белик).
    Когда смотришь на Красный Путь, панораму Левобережья, набережные Иртыша, вспоминаешь слова известного омского архитектора
 Е.Степанова, чья заслуга в строительстве Омска велика: "В архитектуре нашего города должно быть больше чистых, белых, золотистых
 жизнерадостных цветов, несущих в себе ощущение солнечного света в пасмурные дни. Омск должен стать городом жизнерадостной 
белокаменной архитектуры, утопающей в зелени".
Драмматический ТеатрОмский Сберегательный Банк
Hosted by uCoz