Архитектура России
Авторы Архитектура Сибирских городов Архитектура России

                                                       Архитектура России в XY-XYI века.

Объединение русских земель, завершившееся к концу XY в. После освобождения от монголо-татарского ига, способствовало
 политическому, экономическому и культурному росту русского государства.
     Во второй половине XY в. начались реконструкция и строительство собора Московского Кремля. Был построен 
Успенский собор (1475-1479, А.Фиораванти) - крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм в стиле 
владимиро-суздальской архитектуры, но с использованием новой строительной техники. Впервые были применены 
крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным. Фасады облицованы тесаными каменными плитами.
 На Соборной площади Кремля возвели Благовещенский собор (1484-1489).
     Тогда же началось строительство новых стен и башен Кремля, которое закончилось через 10 лет. Кремль сохранил
 треугольный план, но расширился. Его омывали реки Москва и Неглинка, окружал ров с водой, через который от Спасской 
башни был перекинут подъемный мост. В Кремле, на холме, были построены княжеский дворец (1487-1508) с каменными
 палатами, связанными друг с другом переходами, Грановитая палата (1487-1491, М.Руффо, П.Солари), предназначавшаяся
 для торжественных приемов. Архангельский собор (1505-1509, Алевиз Новый) - усыпальница московских великих князей. В 
Архангельском соборе заметны черты Ренессанса: два яруса пилястр классического ордера, четкие горизонтали 
антаблемента, завершающего поле стены.
      В это время был создан тип шатрообразного завершения здания: церковь Вознесения в Коломенском(1532) -
 подмосковном селе ВасилияIII. Расположение на берегу Москвы-реки подчеркивает торжественность, монументальность,
 динамичность, гармоничность в ансамбле с деревянными хоромами. Церковь представляет собой высокий крестообразный
 в плане объем, переходящий с помощью кокошников в восьмерик с маленькой главой. Внутреннее пространство оставалось 
в интерьере открытым. Здание стоит на подклете и окружено галереей. Каменное шатровое зодчество XYI в. характерно
 простотой и ясностью конструктивной схемы, где шатер является единственной доминантой композиции.
      В конце XYI в. появился новый тип бесстолпных объемов, перекрытых сомкнутым сводом с тремя декоративными ярусами
 кокошников снаружи - возник разрыв между конструкцией перекрытия и внешним декором. Другим типом культовых
 сооружений стали небольшие бесстолпные посадные храмы, перекрытые крещатым сводом. Крещатый свод - изобретение
 русского зодчества - представляет собой сомкнутый тип свода с вырезанными в него четырьмя цилиндрическими сводами
 от середины стен к центру, где поставлен световой барабан. Примером является старый собор Донского монастыря(1593)
 в Москве. Бесстолпные восьмиугольные объемы, сужающиеся кверху, создали ярусную композицию Ивановской колокольни
(1508), расположенной на вершине Кремлевского холма,- монумента, отмечающего восшествие на престол представителя
 новой династии.
      В1535-1538 гг. были построены крепостные стены и башни Китай-города, окружавшие большой посад столицы. Невысокая 
мощная стена с обязательным рвом заменила хлипкую оградку из жердей, которую называли "кита", отсюда, собственно, и
 Китай-город. Центром его явился комплекс Кремля, Красной площади и Китай-города.
    Радиальная система улиц была ориентирована на Покровский собор - Храм Василия Блаженного(1555-1561, Барма и Постник). 
Он возведен по случаю взятия Казани. Во знаменование победы сначала был поставлен деревянный храм во имя Покрова. Но
 уже через два года началось сооружение каменного собора. Позднее храм был назван Василием Блаженным, по имени 
погребенного у его стен юродивого.          Кубический пятиглавый собор обстроен четырьмя приделами, крыльцами, 
переходами, колокольней, в которых заметна связь архитектуры собора с деревянным зодчеством. Таким образом, композиция
 собора состоит из девяти самостоятельных небольших шатровых церквей, поставленных на один общий подклет,
 пространство между которыми было застроено позже. В XYI веке храм Василия Блаженного использовали не только для
 церковных служб. Помещения подклета были надежными хранилищами церковных, государственных и частных ценностей. 
В его крепких и глубоких подвалах московские купцы  хранили свою "казну"- деньги, драгоценности, дорогие товары.
Первоначально собор был естественного кирпичного цвета с 
белокаменными деталями. В дальнейшем появилась многоцветная наружная отделка. Объемная композиция собора имеет 
преобладающее значение по сравнению с затесанными интерьерами, что делает памятник скорее скульптурным монументом, 
чем архитектурным зданием.
    В 1583-11593 гг. зодчий Ф.Конь построил Белый город - второе кольцо укреплений Москвы - белокаменные стены и 28 башен.
 Третье кольцо - дубовые стены и башни Земляного города - появилось в 1591-1592 гг. Народная жилая деревянная архитектура 
развивалась медленнее городской, ее формы более устойчивы. Выработанные веками русские народные приемы композиции 
зданий часто переносились в каменную архитектуру. Деревянные жилые дома XY-XYI вв., квадратные или прямоугольные в
 плане со стороной 5-6 м и печью посередине, ближе к входу, вдоль стен располагались скамьи. Стены возводили из 
горизонтально уложенных одно на другое сосновых бревен, сплоченных между собой пазами путем врубок. Проемы были
 невысокими, окна вырубали в двух смежных бревнах на полбревна вверх и вниз; их называют волоковыми, так как они 
''заволакиваются'', задвигаются доской изнутри.
     Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного многонационального государства, что
 потребовало укрепления оборонных сооружений. В первой половине XYI в. были построены на высоком берегу Волги Кремль
 Нижнего Новгорода, Кремль в Туле, Кремль Коломны, сооружаются кремлевские стены Смоленска (1596-1602, Федор Конь).
 Во второй половине XYI в. на торговых путях создается ряд городов. Для архитектуры этого периода характерны: 
строгая симметрия композиции, скупость декора, лаконичность цвета - сочетание красного кирпича с белокаменными
 деталями, соответствие внешнего облика конструкции здания.



                                                       Архитектура России в XYIII  век.

В архитектуре петровского времени в первую четверть XYIII в. утверждаются идеи национального могущества России.
 Расширилось производство строительных и отделочных материалов, широко применяли штукатурные работы.
 Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки и т. п.
Этот период иногда называют условно "петровским барокко", однако русские зодчие этого времени обращались и к наследию
 Ренессанса, и к барокко, и к классицизму, уже появившемуся во Франции. Одним из первых дворцов в Москве был Лефортовский
 в Немецкой слободе (1697-1707, Д. Аксамитов, Д.Фонтана).
В Московском Кремле был построен Арсенал (1702-1736, Д.Иванов, Х.Конрад и др.) с применением ордерных членений. Ведущее
 значение приобретают жилые, общественные и административные здания. Из культовых сооружений выделяется
 "Меньшикова  башня" (1705-1707, И.Зарудный) в традиционной форме триумфального столпа.
Большую роль в архитектуре сыграли указ Петра I (1714) о запрете монументального строительства во всех других городах
 России, кроме новой столицы, утверждение новой системы образования, появление иностранных книг в переводе.
В конце XYII в. в Россию проникла бастионная система крепостей. В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость в
 Санкт-Петербурге - начало новой столицы с судостроительной верфью (1704) на берегу Невы.
Строительство новой столицы началось с каменного Летнего дворца Петра (1708-1711, А.Шлюстер, Н.Микетти, М.Земцов).
 В Петропавловской крепости был возведен собор (1712-1733, Д.Трезини) с трехнефным базиликальным, т.е. прямоугольным
 планом, с ярусной колокольней. Загородные дворцы Петра были ансамблями нового типа с симметричной планировкой зданий 
и парков. В Петергофском дворце и парке (1714-1728, М.Земцов, А.Леблон и др.) композиция решена террасным спуском к морю с
 системой фонтанов, гротов, павильонов.
В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской 
части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского
 времени характерны рустовка углов, пилястры (т.е. пристенные полуколонны прямоугольного сечения,несущие антаблемент,
 имеющая базу - основание колонны, и капитель - верхняя декоративная часть колонны), филенки (внутреннее поле декоративной
 рамы на вертикальных частях здания или его деталях), обрамление окон, наличников в духе французского классицизма.
Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода
 становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.
Русское зодчество периода 40-50-х годов XYIII в. называют русским барокко, вкусы этого времени выразил В.Растрелли (годы
 жизни 1700-1771). Растрелли придал цельность объему здания Большого Царскосельского дворца под Петербургом, надстроив
 галереи и создав ось анфилады помещений дворца (анфилада- ряд помещений, соединенных дверными проемами,
 расположенными на одной оси). Четкий ритм, заложенный в протяженном фасаде, получил богатую декоративную разработку
 как в цвете, так и в пластических приемах. Прекрасно решены интерьеры. Тронный зал является шедевром архитектуры XYIII в.
В 1755-1762 гг. в Петербурге по проекту Растрелли был построен Зимний дворец. Фасады дворца по высоте делятся на два яруса
 композитного ордера (ордер- это система архитектурно-художественной разработки опор и перекрытия с определенными
 соотношениями размеров их частей) с колоннами, расположенными в сложном ритме, с акцентированием входов и углов.
 Разнообразные формы оконных наличников, фронтонов(верхняя часть фасадной стены, обычно в виде треугольника,
 ограниченная скатами крыши и отделенная от стены карнизом), множество статуй, ваз делают южный фасад дворца,
 обращенный к городу, нарядным и праздничным, что подчеркнуто ярким цветом стен в контрасте с белыми деталями.
С 60-х годов XYIII в. намечается отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие,
 классические формы.
Hosted by uCoz